Автоматизация магазина и розничной торговли
Автоматизация бизнеса

Автоматизация магазина и розничной торговли

Ассортимент даже среднего розничного магазина составляет десятки тысяч наименований. И по каждой позиции необходимо вести учет по остаткам на складах и в продаже, по срокам годности (для продуктов питания). Вручную вести подобную работу сложно, а порой и практически невозможно. Решением проблемы может стать автоматизация магазина и розничной торговли.

О том, что получает конкретная торговая точка и вся сеть, речь и пойдет далее. Рассмотрим преимущества процедуры, готовые решения, представленные на рынке и иные вопросы.

Цели автоматизации магазина

Любой бизнес создается для получения прибыли. А это невозможно без строгого учета: бухгалтерского, налогового, управленческого. Времена ручных проводок, объемных главных книг и оборотно-сальдовых ведомостей остались позади. Актуальна автоматизация магазина под ключ. Для хранения информации используют жесткие диски ПК, а обрабатывают данные при помощи специального программного обеспечения.

Приоритетные цели автоматизации розничного магазина

Если для покупателя посещение магазина представляет цепочку «пришел в торговый зал — выбрал товар — оплатил — забрал и ушел», то для персонала все значительно сложнее. Товар необходимо принять от поставщиков, проверить на наличие брака. Далее данные из накладных вводятся в учетную программу. Товаровед сверяет закупочные цены, при необходимости меняет ценники на витринах. Нельзя забывать и о различных скидочных акциях, «товарах дня», распродажах и т. д.

Среди приоритетных целей автоматизации розничного магазина можно выделить следующие:

  • сокращение объемов ручного труда. Нет необходимости нанимать десятки операторов ПК только для обработки товарных накладных;
  • минимизация количества ошибок, снижение влияния человеческого фактора;
  • улучшение качества обслуживания покупателей.

На практике же у магазина могут быть свои цели, решить которые планируется за счет автоматизации учета. В зависимости от этого может меняться состав программного и аппаратного обеспечения.

Автоматизация магазина продуктов: причины и преимущества

Что позволяет автоматизация продуктового магазина?

Причины для перехода на автоматизированный учет могут быть разными. Магазин может быть частью большой сети. Контролирует доходы-расходы единый центр. В этом случае важно, чтобы все работали в единой базе, формировали однотипные операции и проводки. Другой организации необходимо точно учитывать проданный товар, например, весовой.

В любом случае автоматизация продуктового магазина позволяет:

  • повысить пропускную способность торгового зала, в том числе за счет точек самообслуживания. Покупатели не ждут в очереди к кассиру, а самостоятельно взвешивают товар, считывают штрих-коды, производят оплату;
  • сократить количество ошибок персонала. Они могут быть связаны с неправильным расчетом суммы, выдачей сдачи, приемом фальшивых купюр;
  • упростить процессы ценообразования, формирования заявок на поставку товаров;
  • формализовать расчет заработной платы персонала, налогов с ФОТ, бонусов за продажи и т. д. Автоматизация магазина под ключ затрагивает даже эту сферу деятельности;
  • формировать отчеты по продажам с разной степенью детализации в разрезе товаров, поставщиков, рабочих смен и т. д.;
  • вести учет оборотной тары. Эту проблему поможет решить, например, автоматизация магазина разливного пива;
  • избежать злоупотреблений со стороны сотрудников. Например, не получится подменить цены в базе или продать «левый» товар»;
  • повысить качество и скорость обслуживания покупателей.

В конечном счете, автоматизация магазина и розничной торговли — это увеличение лояльности клиентов в сочетании с контролем каждого этапа. Сокращается вероятность того, что покупатели уйдут к конкурентам.

Какие проблемы решает автоматизация магазина?

Какие проблемы решает автоматизация магазина?

Одна из самых значимых проблем в любом магазине — несоблюдение положений Федерального закона 54-ФЗ, регламентирующего применение контрольно-кассовой техники. Сотрудники забывают пробивать чеки или делают это несвоевременно. Информация о продажах не передается ОФД, а от него в ФНС. Если подобный факт будет выявлен во время проверки, наказание и для магазина, и для продавца будет измеряться десятками тысяч рублей. Готовые решения для автоматизации магазина розничной торговли позволяют избежать этой ошибки.

Другая существенная проблема — необходимость вручную обрабатывать накладные на поступающий товар. Если отсутствует сканер штрих-кодов, приходится все позиции вручную вносить в базу, проверять вес и/или количество товара.

Есть также и другие решения, которые рассмотрены были в статьях про автоматизацию ресторана и автоматизацию документооборота. Об это вы можете прочитать здесь: Автоматизация ресторана и кафе и Автоматизация документооборота

Еще с одной проблемой сталкиваются магазины, торгующие алкоголем. В соответствии с законодательством каждая акцизная марка вносится в единую базу. Когда бутылку продают конечному потребителю, конкретная позиция закрывается. В современных условиях без подключения к ЕГАИС торговая сеть работать не сможет.

Решить эти и многие иные проблемы помогает автоматизация магазина. Главное — правильный выбор программного и технического оснащения. Они должны учитывать потребности торговой точки, содержать необходимые элементы и модули.

Автоматизация магазина розничной торговли: готовые решения

Готовые решения для автоматизации магазина розничной торговли

Решением проблем автоматизации занимаются многие разработчики. К наиболее известным относятся следующие:

  • 1С. Фирма к данному моменту времени предлагает клиентам программное обеспечение, позволяющее вести учет в самых разных сферах деятельности, включая торговлю. Но компания не занимается разработкой и внедрением технического оборудования. Покупатель получает только программы, которые надлежит инсталлировать и настраивать самостоятельно. Можете прочитать в этой статье 1С:Предприятие. Что это и как это может помочь бизнесу?;
  • СБИС РОЗНИЦА. Линейка включает несколько вариантов. Можно остановиться только на кассовом аппарате. Это — вариант автоматизации торговли для маленького магазина. Можно приобрести полный комплект, включая POS-терминалы и программное обеспечение для ведения бухгалтерского учета;
  • Контур. Маркет. В самом простом варианте автоматизации торговли для маленького магазина клиенту предлагается фискальный регистратор. Есть и комплексы со всем необходимым, предустановленной операционной системой, облачным учетом и т. д.

Помимо этого на рынке во множестве представлены менее известные производители и разработчики, предлагающие автоматизацию магазина: Лайтбокс, SUBTOTA, Эвотор, АТОЛ и т. д. Их предложения отличаются функционалом, типом оборудования, предназначением.

С чего начинать автоматизацию продуктового магазина?

С чего начать автоматизировать магазин?

С определения целей, задач автоматизации и формулирования ожиданий в части результата. Необходимо определить, где будет располагаться оборудование, какие функции возлагаются на персонал.

Следующий этап — разработка проекта. Он должен учитывать все нюансы, например, автоматизации магазина с Лайтбокс, предусматривать максимум комфорта и для работников торговой точки, и для покупателей.

Официальный сайт — https://litebox.ru/

Далее можно переходить к закупке оборудования и программного обеспечения в соответствии с планом и непосредственно к монтажу, настройке.

На последнем этапе проводится тестирование системы и передача ее в эксплуатацию с обязательным обучением персонала.

Все вышесказанное в полной мере относится к иным сферам деятельности. По такому же принципу проводят автоматизацию строительного магазина и т. д.

Чтобы избежать многочисленных ошибок, если нет собственного опыта, лучше обращаться в специализированные агентства, занимающиеся автоматизацией бизнеса. Их сотрудники знают тонкости программных комплексов, представленных на рынке, и помогут подобрать оптимальный вариант. Собственнику или руководству торговой точки не придется иметь дело с избыточными модулями и думать, как реализовать ту или иную функцию.

Какие магазины можно автоматизировать?

Практически любые. Некоторое исключение составляют небольшие уличные палатки, имеющие право пока работать без кассового аппарата. Если же компания располагает полноценным торговым залом, складскими помещениями, количество позиций товара измеряется десятками тысяч, автоматизация магазина и розничной торговли просто необходима.

В противном случае наладить полноценный учет, работать с прибылью просто невозможно. Приведем основные доводы в пользу перехода на новый уровень работы:

  • автоматизация магазина одежды позволяет контролировать, как распродаются коллекции, какие размеры есть в наличии, а какие стоит заказать дополнительно;
  • автоматизация магазина разливного пива — это работа без нарушения законодательства России. Информация о продажах автоматически передается в ФНС;
  • автоматизация цветочного магазина — это знакомство с новинками рынка, получение предложений от поставщиков, быстрое оформление заказов перед праздниками;
  • автоматизация магазина продуктов — это контроль сроков годности, быстрый отпуск товаров;
  • автоматизация строительного магазина дает возможность вести учет по тысячам позиций кабеля, сухих штукатурных смесей и т. д.

Автоматизация интернет-магазина

Что позволяет автоматизация интернет-магазина?

Торговля постепенно смещается в сторону онлайн-пространство. В интернете можно купить одежду и обувь, продукты питания и мебель, автозапчасти и растения. Основное отличие от стандартного магазина — отсутствие торгового зала. Покупатель при выборе ориентируется на фотографии товаров, их описания.

Если владелец офлайн-магазина еще может размышлять над тем, стоит ли тратить средства на автоматизацию, то для торговых точек, работающих в интернете, она просто необходима. Причина — большая часть операций проходит в удаленном формате. Продавец просто не имеет возможности принять заявку у покупателя и вручную выписать накладную.

Автоматизация интернет-магазина позволяет:

  • синхронизировать обмен данными между сайтом и учетной системой;
  • вести учет заказов: принятых, переданных в сборку и отгруженных;
  • добавлять позиции и описания на сайт непосредственно из учетной системы или прайс-листов поставщиков. С этой задачей поможет справиться автоматизация магазина одежды;
  • формировать сообщения для покупателей с информацией о статусе заказа;
  • заполнять первичные документы на отгрузку;
  • анализировать продажи;
  • контролировать оплату, формировать кассовые чеки, передавать данные ОФД;
  • вести бухгалтерский и налоговый учет с учетом типа компании и выбранной системы налогообложения.

Заключение

Автоматизация магазина и розничной торговли — это современный стиль ведения бизнеса. Это возможность в короткие сроки обрабатывать и анализировать большие объемы информации, наладить правильные взаимоотношения между всеми участниками торгового процесса.